ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Цели устойчивого развития охватывают огромный пласт социальных, экологических и экономических проблем. Это 17 целей (и 169 задач). Все государства — члены ООН (193 страны) согласились достичь их к 2030 году. И многие из этих целей и задач связаны с экологией. Ниже мы приводим некоторые из них, которые связаны с решением экологических задач.
Устойчивое развитие
Все ссылки кликабельные
Цель 1: Повсеместная ликвидация нищеты во всех ее формах и Цель 2: Ликвидация голода, обеспечение продовольственной безопасности и улучшение питания и содействие устойчивому развитию сельского хозяйства

Важную роль для решения этой задачи играет устойчивое развитие сельского хозяйства. И эту тему можно изучать с самого раннего детства. Например, в мультфильме «Чевостик на ферме» можно узнать, как устроена ферма. А Музей сельского хозяйства России поможет ознакомиться с историей сельского хозяйства России. И, конечно же, огромную роль в устойчивом развитии сельского хозяйства играют технологии. Например, в цифровую экосистему Сбер входит проект Cognitive Agro Pilot — решение для автономной работы сельскохозяйственных машин, разработанное на основе ИИ.
Цель 3: Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте

Питание играет важную роль в сохранении и поддержании здоровья. Сайт Здоровое питание от А до Я — это всероссийский проект по обучению основам правильного питания и формированию здоровых пищевых привычек для детей и их родителей. А еще про здоровье можно узнать в мультфильме «Смешарики. Азбука здоровья».
Важно помнить, что здоровье можно доверять только специалистам — врачам. И не заниматься самолечением!
Цель 4: Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех

Существует понятие Lifelong learning — последовательность обучения в течение всей жизни. Этот тренд обусловлен двумя главными причинами. Во-первых, мир постоянно меняется, и у людей появляются новые задачи, для решения которых требуются современные знания и навыки. Во-вторых, люди будут дольше жить, а значит, и работать. Однако часть информации, которую они получили в молодости, уже к середине жизни устареет. Поэтому необходимо постоянно получать актуальные знания. Сейчас можно учиться даже не выходя из дома! Это отличная возможность постоянно развиваться, узнавать что-то новое. Можно выбрать курс по интересам и по душе.

Образовательные программы, онлайн-курсы и лекции
1. Arzamas — одна из лидирующих российских платформ самообразования.
2. Детская комната Arzamas — курсы и подкасты для детей.
3. Зеленый драйвер — курсы по теме экологии.
4. Зооклуб — на сайте представлена разнообразная информация о домашних и диких животных: виды, уход, содержание, кормление, лечение. А также сказки для самых маленьких, рефераты и презентации для школьников.
5. ИнтернетУрок — российская платформа для школьного онлайн-образования, библиотека видеоуроков по основным предметам школьной программы.
6. Лекториум — платформа открытых знаний. Мы собираем крупнейшую медиатеку лекций российских вузов и создаем авторские онлайн-курсы нового поколения.
7. Лифт в будущее — образовательная инициатива, которая призвана помочь выбрать профессию, прокачать скилы и устроиться на работу.
8. Нетология — обучение digital-профессиям онлайн с сертификатом, широкий выбор дистанционных программ обучения и помощь в трудоустройстве.
9. ПостНаука — проект о современной фундаментальной науке и ученых, которые ее создают, о популяризации научных знаний.
10. Пушкинский.Youth — это общее название для всех молодежных программ ГМИИ им. А. С. Пушкина для молодых людей от 14 до 21 года.
11. Российская электронная школа — это полный школьный курс уроков; информационно-образовательная среда, объединяющая ученика, учителя, родителя.
12. Сферум — информационно-коммуникационный портал для учеников и учителей.
13. Теперь так — онлайн-курс бережного потребления.
14. Школа эколидера — совместный проект ИГСУ РАНХиГС и Российского экологического общества.
15. Умназия — интерактивные онлайн-курсы и тренажеры для развития мышления детей 6–13 лет.
16. Фоксфорд — онлайн-школа для учеников 1−11 классов, учителей и родителей.
17. Яндекс Учебник — бесплатная цифровая платформа для обучения основным школьным предметам.
18. GeekBrains — образовательный портал, поможет освоить digital-профессию с нуля или получить новые навыки для ее развития.
19. GeekSchool — онлайн-школа для детей и подростков. Учим разрабатывать игры, создавать сайты, рисовать персонажей, запускать блоги и даже противостоять хакерам.
20. JuniorUni — это бесплатный образовательный проект Гёте-Института для подростков, который помогает им находить ответы на самые интересные вопросы и параллельно учить немецкий язык.
21. Khan Academy — некоммерческая образовательная организация, созданная в 2008 году выпускником MIT и Гарварда Салманом Ханом.
22. Letovo online — бесплатная образовательная платформа Летово.Онлайн содержит материалы, разработанные ведущими педагогами школы «Летово». Эти материалы помогут вам проверить свои знания, подготовиться к топовым предметным олимпиадам и поступлению в «Летово».
23. Skills4u — платформа для быстрого формирования навыков.
24. Skillbox — один из лидеров российского рынка онлайн-образования. Множество образовательных программ по маркетингу, дизайну, программированию и др.
25. SkySmart — онлайн-уроки для детей и подростков.
26. Smotriuchis — платформа для обмена знаниями и опытом между инструкторами и студентами посредством видеокурсов, форумов и соцсети.
27. Stepik — российская образовательная платформа и конструктор бесплатных открытых онлайн-курсов и уроков.
28. Uchi.ru — российская онлайн-платформа, где учащиеся из всех регионов России изучают школьные предметы в интерактивной форме.
29. Universarium — российская система электронного онлайн-образования, построенная по технологии массовых открытых онлайн-курсов.
30. 4BRAIN.RU — крупный образовательный портал, помогающий в онлайн-режиме обучаться навыкам soft skills.
31. Открытое образование — современная образовательная платформа, предлагающая онлайн-курсы по базовым дисциплинам, изучаемым в российских университетах.
32. Сириус — образовательный центр «Сириус» в городе Сочи создан Образовательным Фондом «Талант и успех» на базе олимпийской инфраструктуры по инициативе Президента Российской Федерации В. В. Путина. Фонд учрежден 24 декабря 2014 г. выдающимися российскими деятелями науки, спорта и искусства.

Цель 6: Обеспечение наличия и рационального использования водных ресурсов и санитарии для всех

Мы не можем жить без воды. Примерно 70 % воды, извлекаемой из рек, озер и водоносных горизонтов, используется для орошения. Пресная (питьевая) вода составляет менее 3 % мировых водных ресурсов, из которых 2,5 % приходится на ледники Антарктики, Арктики и горных районов. Поэтому человечество может рассчитывать на 0,5 % водных источников для удовлетворения потребностей всех антропогенных экосистем в пресной воде. Человек загрязняет водные ресурсы быстрее, чем природа может переработать и очистить воду в реках и озерах.
Можно посмотреть материалы о том, почему надо беречь воду: экологический мультфильм «ВОДА — ЭТО ЖИЗНЬ» и видеоролик «Может ли закончиться вода», программу «Капа на радио». Есть много советов и практических материалов о том, почему важно и как можно беречь водные ресурсы:
· Инфографика «Вода России»
· Тесты на проверку знаний «О водных ресурсах России»
· Чек-лист «Бережем воду дома»
· Статья «Что я могу сделать прямо сегодня для того, чтобы сохранить чистую питьевую воду на планете?»
Цель 7: Обеспечение всеобщего доступа к недорогим, надежным, устойчивым и современным источникам энергии для всех

Можно прочитать полезные материалы по этой теме в статье «Детям про электричество» и посмотреть курс «Современная энергетика», а также сыграть с друзьями в игру «Приключения нефтяника». А еще принять участие в экологических мероприятиях, таких как:
· Летняя энергетическая школа
· Всероссийский фестиваль энергосбережения и экологии
· Молодежные мероприятия Минэнерго России
Цель 8: Содействие поступательному, всеохватному и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и достойной работе для всех


Согласно данным исследования Всемирного экономического форума (ВЭФ) The Future of Jobs, Report 2020 («Будущее рабочих мест», 2020), к 2025 году окажутся утраченными 85 миллионов рабочих мест. Однако благодаря новым специальностям рабочих мест все равно будет появляться больше, чем сокращаться из-за исчезающих профессий. Так, ВЭФ прогнозирует создание 97 миллионов новых мест, в частности в таких сферах, как искусственный интеллект, «зеленая» экономика и компьютерные облачные технологии. В то же время к 2025 году 50 % сотрудников компаний вынуждены будут переквалифицироваться, многие основные профессиональные навыки потребуют изменений. Департамент предпринимательства и инновационного развития города Москвы (ДПИР) занимается поддержкой малого и среднего бизнеса столицы, развитием человеческого капитала.
Цель 9: Создание стойкой инфраструктуры, содействие всеохватной и устойчивой индустриализации и инновациям


Среди главных трендов современной жизни можно выделить автоматизацию и цифровизацию. Сегодня мир невозможно представить без технологий и инноваций. Для решения этой задачи было создано Агентство инноваций города Москвы, которое объединяет крупный бизнес, город и технологические компании, чтобы сделать наш город мировой инновационной столицей. Среди проектов Агентства:
· Московский акселератор
· хакатоны
· StartHub Moscow
· Премия Мэра Москвы «Новатор Москвы»
Цель 11: Обеспечение открытости, безопасности, жизнестойкости и экологической устойчивости городов и населенных пунктов

По данным ООН, к 2050 году в городах будут жить 2/3 всех людей на Земле. А это значит, что профессии архитекторов и урбанистов будут очень важны. Попробовать себя в этих профессиях, узнать о том, как строить карьеру в этой области, можно на разных ресурсах, например на сайтах вузов:
· Архитектурная школа «МАРШ»
· Институт бизнеса и дизайна (B&D)
· МАРХИ
Еще можно изучить информацию об урбанистике и развитии территорий. Например:
· Агентство стратегических инициатив (АСИ)
· Смартека
· Edas
· Strelka Institute

Лучше всего материалы усваиваются в том случае, если ты не только слушаешь или читаешь информацию, но и сам решаешь задачи и придумываешь какие-то идеи. Возможности погружения и участия дают форматы форсайтов и конкурсов — например:
· Детский форсайт — программа по вовлечению школьников в проектирование будущего своих городов
· Проект «Комфортная городская среда глазами детей»
· Конкурс «Город для детей»
Цель 12: Обеспечение перехода к рациональным моделям потребления и производства

Если к 2050 году население достигнет 9,6 миллиарда человек, потребуются ресурсы трех таких планет, как Земля, чтобы обеспечить людей всем необходимым. В среднем человек оставляет после себя около 0,74 твердых бытовых отходов в день. Ежегодно на планете образуется до 2 миллиардов тонн отходов, 1/3 из которых производит 16 % населения стран с высоким уровнем жизни. По прогнозам Всемирного банка, к 2050 году количество отходов в мире увеличится на 70 %. Очень важно убедить своих друзей и родных в том, что экологическое поведение — это важная часть жизни современного человека. Начинать ответственное потребление нужно с себя, своей семьи, школы, вуза. Внедрить экопрактики в жизнь помогут экосоветы:
· Как внедрить раздельный сбор в вузе. Как все связано
· Навигатор ответственного потребления
· Памятка: как организовать раздельный сбор дома
· Новая жизнь старых вещей
· Год без покупок
Существуют Калькуляторы углеродного следа. А также чек-листы.

Книги об ответственном потреблении, которые могут быть интересны:
● Яна Потрекий, «Zero Waste: осознанное потребление без фанатизма»;
● Яна Потрекий, «Zero Waste Challenge. 155 шагов к осознанной жизни»;
● Роман Саблин, «Зеленый драйвер. Код экологичной жизни в городе»;
● Анастасия Приказчикова, «Гардероб наизнанку. Как индустрия моды уничтожает планету и для чего нужно вывернуть свой шкаф»;
● Мария Ершова, «Маленькая книга зеленой жизни: как перестать быть врагом природы и спасти человечество»;
● Мария Ершова, «Скажи «НЕТ» пластику: 101 способ использовать меньше пластика и спасти мир»;
● Ирина Жукова, «Я забочусь о планете. Простые способы сделать каждый свой день экологичным»;
● Уилл МакКаллум, «Как отказаться от пластика: руководство по спасению мира»;
● Эшли Пайпер, «Грязная правда. Уберись на планете или убирайся с нее»;
● Натали Фи, «ЭКОsapiens. Простые правила осознанной жизни»;
● Изабель Томас, «Эта книга не мусор: 50 способов избавиться от пластика, сократить количество мусора и спасти мир!»;
● Анита Вандайк, «Жизнь без отходов. Zero Waste»;
● Наоми Кляйн, «NoLogo: люди против брендов»;
● Беа Джонсон, «Дом без отходов. Как сделать жизнь проще и не покупать мусор»;
● Робин Мюррей, «Цель — Zero waste»;
● Ася Мицкевич, «Ася и пластиковый мир»;
● Мирко Мазелли, «История мусора»;
● Мирко Мазелли, «Вторая жизнь мусора, или Как сделать отходы полезными»;
● Тони Джунипер, «Как спасти планету. Наглядные факты о состоянии Земли».
Цель 13: Принятие срочных мер по борьбе с изменением климата и его последствиями


В 2020 году Всемирный экономический форум (ВЭФ) опубликовал «Доклад о глобальных рисках 2020». В этом докладе экологические риски заняли верхние строчки рейтинга по вероятности возникновения и масштабу негативных последствий. Документ призывает к скорейшему принятию мер и вовлечению в этот процесс всех заинтересованных сторон.
Высшая школа экономики (ВШЭ) делает обзор доклада и отмечает: впервые в истории серии одна категория рисков — экологические — занимает 5 верхних строчек в рейтинге по вероятности их возникновения. К ним относятся погодные катаклизмы, провал в борьбе с изменением климата (включая сдерживание и адаптацию), стихийные бедствия, сокращение биоразнообразия, антропогенные экологические катастрофы. Три из них — провал в борьбе с изменением климата, сокращение биоразнообразия и погодные катаклизмы — также входят в пятерку рисков с наиболее негативными последствиями наряду с оружием массового уничтожения и кризисами водоснабжения. Об экологии и климате даже вышли мультфильмы для детей «Смешарики»:
· Сборник серий об экологии
· Метеорология
Цель 14: Сохранение и рациональное использование океанов, морей и морских ресурсов в интересах устойчивого развития

Цель 15: Защита и восстановление экосистем суши и содействие их рациональному использованию, рациональное лесопользование, борьба с опустыниванием, прекращение и обращение вспять процесса деградации земель и прекращение процесса утраты биоразнообразия

В лесах обитает более 80 % наземных видов животных, растений и насекомых. С 2010 по 2015 год было потеряно около 3,3 миллиона гектаров лесных угодий. Для охраны редких и исчезающих животных и растений были созданы Красная книга России и Красная книга Москвы.
Цель 17: Укрепление средств осуществления и активизация работы в рамках Глобального партнерства в интересах устойчивого развития

Решить такие важные и сложные задачи можно только в том случае, если действовать всем и сообща. Именно для эффективного решения ЦУР была создана Российская ассоциация содействия ООН (РАС ООН).